Сайт научного поселка Борок

Окрестности Борка

История
Усадьба Борок
Мологский край
Морозов
Папанин
Две судьбы
Солнцевы
Церковь
Окрестности
Наш Борок
Будущее Борка
Архитектура
Парки
Заповедник
Фотоальбом
>>>
Организации
Институт
Геофизическая обсерватория
Больница
Музеи
Музей Морозова
Музей Папанина
Музей природы
Школа
Школьная жизнь
Творчество учеников
Документы
О сайте
Авторы сайта
Карта сайта
Пишите нам

До революции 1917 года рядом с Борком располагались крупные помещичьи усадьбы, принадлежащие старинным дворянским родам Голициных, Мусиных-Пушкиных, Соковниных, Волконских, Куракиных, Азанчеевых. Время не пощадило эти родовые гнёзда, но и сегодня, путешествуя по окрестностям Борка, погружаешься в историю России, делаешь для себя удивительные и неожиданные открытия, в памяти всплывают имена и события, для нас почти легендарные.

Закончился ХХ век. Для России он был веком невиданных трагедий, невосполнимых потерь и, в то же время, высоких достижений и великих открытий. Может быть потому мы так настойчиво стремимся осознать, что произошло в нашем отечестве, в жизни и судьбе каждого из нас. На эти и другие вопросы мучительно ищем ответы, в поисках которых обращаясь к великому источнику - истории Земли Российской, пытаясь понять, кто и как жил на ней до нас.

Для большинства людей образ родной земли связан с привольем и сельским простором, с особым поэтическим миром родной природы. У русского человека при упоминании о Родине в сознании всплывают образы могучих рек, озёр, бескрайних лесов и степей, красивейших сёл, белокаменных монастырей, дворянских усадеб и старинных городов, разбросанных по необозримому пространству, освоенному и обихоженному человеком. Испокон веков главной фигурой в социальной иерархии общества был хозяин, владелец земли - помещик и крестьянин. Много негативного было сказано об отношениях между этими двумя сословиями русского общества и в дореволюционное время, и в советское. В этой критике была большая доля правды. Но вот по прошествии почти ста лет, когда земля лишилась своих настоящих хозяев, когда большинство сельскохозяйственных кооперативов и фермерских хозяйств влачат жалкое существование, а земля лежит в запустении, многое представляется в другом свете.

Кто бы мог подумать, что все мы, потомки безродных разночинцев (служащих, рабочих, крестьянских и солдатских детей) окажемся наследниками той самой дворянской культуры, расцвет которой пришёлся на конец XVIII - начало XIV века, на эпоху "дикого разгула крепостничества", как нас учили в школе. Других наследников после 1917 года просто не оказалось. Да и наследство по своей духовной ценности, как выяснилось, досталось нам мирового масштаба.

Великий русский писатель И.С.Тургенев был не только певцом "дворянских гнёзд", но и много сил отдал изучению земельного вопроса, отношению человека к земле, на которой он живёт, хозяйствует и которую защищает. Вот что он писал: "Наши дворяне часто ведут свой род от князей, представителей вотчинного, семейного начала. Россия нашим предкам представлялась государством, расширенным до семейственного государства. Русское дворянство никогда не составляло особой касты. Укреплённых замков оно не имело - ни в физическом, ни в нравственном смысле. На Западе землёю владели по праву завоевания бароны, рыцари и сам король. В России всей землёй владел царь как вотчиной, как наследством, перешедшим к нему от отцов и дедов, а под ним сидели на земле дворяне наравне с крестьянами - одни в силу жалований за службу, другие в силу распахивающего плуга, а не в силу покоряющего меча. Служение Земле - Царю - вот то коренное начало, которое лежит в основании всему учреждению русского дворянства. И другие сословия служили, но вслед за дворянином; дворянин - первый слуга Отечеству. В этом его сила и значение, а не во владении крестьянами - явлением временном".

С конца 60-х годов XVIII века строительство дворянских усадеб в России приобретает исключительный размах благодаря указу Петра III "О вольности дворянства". Позже, в 1785 году Екатерина II подтвердила этот указ и предоставила дворянству ряд новых льгот. Многие дворяне, оставив государственную службу, разъехались по своим вотчинам и занялись преимущественно частной жизнью - обустройством усадеб и ведением сельского хозяйства. Усадьба стала основным местом пребывания помещика - дворянина и быстро приобрела представительское значение. К тому же экономическое благосостояние поместий было значительно укреплено благодаря процессу превращения натурального усадебного хозяйства в производительное. В конце XVIII века Россия ведёт оживлённую торговлю с Западной Европой и благодаря выгодному сбыту своей продукции (прежде всего зерна) помещики получают возможность тратить крупные средства на строительство, приобретать предметы роскоши, приглашать к себе известных архитекторов, художников, садоводов.

Для многих помещиков, в особенности наиболее богатых, идеальным образцом были царские дворцово-парковые комплексы, которые они видели в Петербурге, а также дворцы и парки крупных вельмож. Всё, что происходило в Царском Селе, Павловске, Гатчине, Петергофе и других царских резиденциях, тут же по-своему отзывалось в сотнях дворянских поместий, порой за тысячу вёрст от столицы. Наиболее просвещённые дворяне интересуются наукой, искусством, стараются быть на уровне современной европейской культуры в своём бытовом укладе. Этим объясняется совершенно исключительное внимание, которое уделяется в это время всем вопросам, связанным со строительством усадеб и созданием садов и парков. Они стали предметом гордости и престижа, они отражали не только уровень благосостояния владельца, но его культурное развитие, духовные идеалы, представления о прекрасном. Поэтому и сейчас с названиями усадеб мы связываем имена многих великих людей России, вошедших в её историю. Стоит произнести такие названия, как - Михайловское, Ясная Поляна, Абрамцево, так тут же всплывают в памяти имена их владельцев и события с ними связанные, литературные, музыкальные и живописные произведения, написанные в них или вдохновлённые ими. Развитие русского театра, оперы, балета берёт своё начало так же в усадьбе. Коллекционирование, благодаря которому столичные и провинциальные города имеют сегодня замечательные художественные музеи тоже берёт своё начало в усадьбе. Садоводство, ботанические, агрономические и селекционные исследования также начались в усадебных садах, парках, оранжереях, на конюшнях и скотных дворах приусадебных хозяйств. Развитие различных ремёсел, необходимых для строительства, отделки и поддержания в надлежащем состоянии усадебных ансамблей, дали толчок развитию новых профессий, до тех пор в народе не известных. Ещё один момент хотелось бы отметить. Усадьбы подарили нам прекрасные виды и пейзажи родной страны. Русский поэт эпохи Просвещения А.П.Сумароков писал: "Какое здание столько меня удивить может, как огромная вселенная? Какой потолок прекраснее свода небесного? Какие стены могут быть столь украшены, как рощи и дубравы?" Отсюда стремление расположить усадьбу в особенно живописной местности, поставить дворец рядом с каким-либо выдающимся пейзажем. Так влияли на устроителей усадеб характерные течения русской философской и эстетической мысли.

Непосредственное участие в практической деятельности по созданию усадебных комплексов и садово-парковых ансамблей принимали представители самых различных слоёв и групп российского общества: от Екатерины II, которая собственноручно переводила и комментировала книгу Чемберса "Для устроителей дач", до многих и многих крепостных мальчиков, подготовке которых уделяли большое внимание. В период бурного усадебного строительства выросла целая плеяда крепостных художников, архитекторов, краснодеревщиков, декораторов. Это было настолько массовым явлением, что в середине XIX века император Александр II отдал распоряжение принимать в Петербургскую Академию художеств для обучения на казённый счёт детей из крепостных крестьян. Попечителем этого отделения был назначен академик живописи Фёдор Григорьевич Солнцев, бывший крепостной графа И.А.Мусина-Пушкина, родившийся рядом с Борком в селе Верхне-Никульском. Графу И.А.Мусину-Пушкину принадлежали обширные земли, расположенные вблизи усадьбы Борок, в Мологском уезде.

В 5 км от Борка автостраду Шестихино-Брейтово пересекает река Ильдь. Красота извилистых и крутых берегов её дали повод в дореволюционных путеводителях называть эти места Российской Швейцарией. Вдоль её берегов располагались старинные дворянские усадьбы. Соседями Борка были помещики Соковнины, которым принадлежала усадьба Нескучное, помещики Азанчеевы, а впоследствии семья генерала Шебеко владевшая усадьбой Мурзино. Но совершенно уникальной в историческом плане является усадьба Андреевское, владельцами которой в разное время были такие известные дворянские роды, как Мусины-Пушкины, Волконские, Куракины.

Эти земли в конце XVIII столетия по наследству получил видный государственный деятель, первооткрыватель "Слова о полку Игореве", обер-прокурор Синода, президент Петербургской Императорской Академии художеств, дипломат и знаменитый коллекционер Алексей Иванович Мусин-Пушкин. Тонкий знаток русского и западно-европейского искусства, он построил Андреевское в соответствии со вкусами своего времени. Самым впечатляющим был графский дом, весь комплекс которого возведён в соответствии с новыми романтическими тенденциями, которые сложились в то время в западно-европейской архитектуре, когда при постройке зданий стали использовать некоторые элементы стилей и декоративных приёмов средневекового зодчества. Все здания в Андреевском были построены по асимметричному плану, как это делалось при сооружении средневековых замков и крепостей. По-особому был возведён хозяйственный корпус, построенный из красного кирпича с величественной смотровой башней, полукруглой, крытой, остеклённой галереей. Эта часть здания соединялась с построенным из дерева двухэтажным жилым домом с восемнадцатью величественными колоннами. Кружево из двадцати одной ажурной решётки служило украшением балконов второго этажа дома. Весь архитектурный ансамбль усадьбы казался фантастически сказочным.

Андреевский парк был заложен английскими садоводами также во второй половине XVIII века. Он занимал площадь более трёх гектаров. В нём на редкость удачно сочетались особенности присущие крупнейшим пейзажным паркам Европы, с чертами сугубо местными, обусловленными своеобразным рельефом реки Ильдь. Самым живописным местом в парке была солнечная поляна перед графским домом с бархатистой зеленью газона, окружённой со всех сторон густыми деревьями, преимущественно дубами, кроны которых как величественные шатры возвышались над открытым пространством поляны, удерживая прохладу в период летнего зноя. Обилие света на этой поляне было особенно ощутимо после тенистых уголков парка. Вместе с графским домом это придавало ансамблю усадьбы отпечаток уникальности, о котором с восторгом вспоминали современники.

В 1772 году по воле Императрицы Екатерины II А.И.Мусин-Пушкин уезжает за границу на три года. Блестящий русский аристократ, он живёт в Германии, Франции, Италии. В результате этой поездки им было закуплено для императорского двора огромное количество предметов искусства, особенно живописи. Он создаёт и свою собственную коллекцию из шестисот картин. В ней были собраны произведения таких прославленных художников, как Рубенс, Рафаэль, Тициан, Мурильо и других не менее знаменитых мастеров. А.И.Мусин-Пушкин в то время был обер-прокурором Святейшего Синода и президентом Императорской Академии художеств. Как историк и собиратель русских древностей он был хорошо известен в учёном мире. Его библиотека насчитывала несколько тысяч книг, из них 1300 рукописных и 3000 редких изданий. Среди них находилась и рукопись "Слова о полку Игореве", сгоревшая впоследствии в московском пожаре 1812 года.

В 1790 году при содействии Алексея Ивановича Мусина-Пушкина и поддержке Екатерины II недалеко от усадьбы Андреевское в селе Верхне-Никульском был построен храм во имя Святой Троицы с величественной колокольней, которая по красоте и выразительности архитектурных форм и сейчас считается одним их лучших церковных сооружений Ярославской области.

Его любовь к искусству проявилась и в том, что он смог рассмотреть в крепостном мальчике Фёдоре Солнцеве несомненный талант, дав семье будущего академика живописи вольную, тем самым открыл ему, а впоследствии и его брату Егору, дорогу в Академию художеств, подарив тем самым России двух блестящих мастеров.

Когда на престол вступил император Павел I, как многие екатерининские вельможи, Алексей Иванович подал прошение об отставке и после этого удалился от столичной жизни. В 1811 году дочь графа Наталия Алексеевна Мусина-Пушкина выходит замуж за князя Дмитрия Михайловича Волконского и получает в приданное от отца усадьбу Андреевское. Сам граф обосновывается в другой своей усадьбе в селе Иловна, также Мологского уезда. Усадьба Иловна в сороковых годах XX века была затоплена водами Рыбинского водохранилища.

Таким образом через брак дочери Андреевское от графа А.И.Мусина-Пушкина перешло к князю Д.М.Волконскому, участнику знаменитых суворовских походов и герою войны 1812 года. Дмитрий Михайлович Волконский был храбрым воином, он дважды получал высшую награду - Георгиевский крест. Им оставлены интересные воспоминания, в которых подробно описаны события того времени.

20 ноября 1811 года в семье Дм. и Н.А.Волконских родился сын Михаил. Михаил Дмитриевич впоследствии так же как и отец стал военным. Службу окончил в звании генерал-майора. Для усадьбы он сделал много добрых дел. 1 сентября 1835 года по его распоряжению была открыта школа для крестьянских детей, которая сейчас является самой старейшей в России. В 2000 году ей исполнилось 165 лет. И за всё это время в ней ни на один год не прекращались занятия.

Михаил Дмитриевич Волконский был женат на светлейшей княгине Анне Ивановне Паскевич-Эриванской. Надо сказать, что все владельцы Андреевского принадлежали к высшему аристократическому сословию России. Их финансовые возможности были неисчерпаемы, поэтому усадьба всегда благоустраивалась и содержалась в образцовом порядке.

В 1843 году в семье Волконских родилась дочь Елизавета. Когда Лизе Волконской исполнилось 8 лет, её отдали в закрытое аристократическое учебное заведение - Смольный институт благородных девиц со сроком обучения 10 лет. Сейчас об этом учебном заведении ходят легенды, но учиться в Смольном было не просто. Режим в нём был суров. За малейшее нарушение руководство приказывало покинуть стены института в 24 часа. По окончании курса за отличные успехи в учёбе и высоконравственное поведение Елизавета Волконская была награждена Большой серебряной медалью.

В 1864 году молодая княгиня Волконская выходит замуж за князя Анатолия Александровича Куракина и с этого времени усадьба Андреевское, опять же через брак, переходит к новому владельцу. Князь А.А.Куракин был богатейший человек. Он являлся держателем акций Среднеамурской золотопромышленной компании. Был владельцем Дальневосточного промышленного общества по организации добычи нефти на Сахалине. В его собственности находились лесопильный и цементный заводы в Симбирской губернии, Шестихинский кирпичный завод. Он был также акционером испанского металлургического общества. Состоял членом государственного Совета и занимал должность заместителя министра земледелия.

Несмотря на его высокий организаторский талант во многих отраслях производства, в Мологском уезде стихией князя А.А.Куракина было животноводство и производство высококачественных молочных продуктов. При его жизни Мологский уезд Ярославской губернии, со знаменитыми заливными лугами Мологско-Шекснинской поймы, по производству молочной продукции занимал одно из ведущих мест в Европе. Вообще же Российский экспорт сливочного масла по объёмам продаж в Европу занимал такое же место как и экспорт зерна, а Россия в этой области была традиционно самым крупным мировым экспортёром. Ежегодно в селе Марьине и других сёлах Мологского уезда стараниями князя Куракина проводились выставки молочного скота (в основном Ярославской породы). Для крестьян эти дни были настоящим праздником. Во второй половине XIX века в России крестьянские хозяйства стали объединяться в артели по переработке молока, открывались на паях сыроварни, маслобойни. В собственности князя А.А.Куракина была животноводческая ферма на 100 коров. Суточные надои с одной коровы были настолько высокими (20-22 литра), что для руководителей современных животноводческих ферм они показались бы просто сказочными.

Большое внимание князь А.А.Куракин уделял народному образованию. В возрасте 24-х лет в 1869 году на свои средства в селе Старый Некоуз он открыл школу для крестьянских детей. В 1889 году на Некоузском сельском съезде он был избран гласным Мологского уездного земского собрания. В этом же году его избирают в члены Мологского училищного совета. Вместе с С.А.Мусиным-Пушкиным (потомком обедневшей ветви старинного рода, исследователем Мологского края) они вывели народное образование в Мологском уезде на одно из ведущих мест в России.

В 1914 году Елизавета Михайловна и Анатолий Александрович Куракины отметили золотую свадьбу. Они воспитали четырёх детей - двух сыновей и двух дочерей. Князь с княгиней пользовались большим уважением среди крестьян. Сложился даже такой обычай: когда по воскресеньям и праздникам они ехали на богослужение в церковь Благовещения села Марьино, на всём пути от Андреевского их приветствовали крестьяне с зажжёнными свечами. И даже в наше время за праздничными застольями в деревнях и сёлах близ Андреевского можно слышать народную песню, сложенную в честь князя и княгини Куракиных.

В основе благотворительности и меценатства, которыми славилась княжеская семья, лежало огромное состояние, которое благодаря организаторским талантам и неустанным трудам членов семьи, приумножалось и после отмены крепостного права. Например, после смерти в Париже матери Елизаветы Михайловны Куракиной - Анны Ивановны Паскевич-Эриванской семье князей Куракиных досталось огромное наследство. Вот некоторые выдержки из её завещания:

"Весь капитал, принадлежащий мне в России, я завещаю внучке моей Анне Куракиной.
Мои бриллианты и фарфор - моей внучке Марии Куракиной.
Мои золотые прииски в Сибири - внукам Михаилу и Ивану поровну.
Свои драгоценности и мебель - своей дочери Лизе Куракиной.
3000 франков я завещаю Марьинской церкви."

После Октябрьской революции в 1918 году началась национализация всех дворянских усадеб России. В задачу новой власти входило быстрое изъятие ценностей из дворянских имений. Хозяевам Андреевского пришлось так стремительно покинуть дом, что ничего ценного они с собой взять не успели. Приехавшая комиссия обнаружила в стене одной из комнат барского дома большой окованный сундук. Когда его перевезли в Мологу и там вскрыли, по воспоминанию очевидцев, все онемели. В нём было золото, множество бриллиантов, изумрудов, рубинов, жёлтых и розовых топазов, личные подарки предкам хозяев усадьбы от российских императоров. Составили опись и драгоценности были сданы в казну.

Изгнанных из России русских эмигрантов судьба разбросала по всем странам мира. Многих приняла Франция. В 20-х годах из Парижа князья Куракины писали в Борок соседу по усадьбе Николаю Александровичу Морозову, рассказывая о своей жизни в эмиграции. Чаще всего приходили письма от внука князя А.А.Куракина пятнадцатилетнего Бориса. Вот выдержки из его писем: "Дорогой Николай Александрович, не могу сказать, как я обрадовался, получив Ваше письмо. Ваша фотография всегда у меня на столе. Я благодарен Вам, что вы пробудили во мне те высокие идеи, носителем которых Вы были всегда. Я готовлюсь к поступлению на юридический факультет. Жизнь эмигрантская здесь тяжела. После долгих скитаний по Парижу мы, наконец обрели квартиру. О России ходят разные слухи. Здесь, на чужбине, я с наслаждением вспоминаю те тихие вечера, которые мы проводили в милом, уютном Борке. Искренне благодарен Вам, любящий Вас Борис Куракин. Париж 1923 год."

В 1918 году Андреевское было национализировано. После князей Куракиных в доме остались огромные художественные ценности - картины и семейные портреты кисти известных мастеров, столовое серебро, фарфор, хрусталь, мрамор, бронза, бесценная французская мебель в стиле Людовика XVI и библиотека. Сейчас в фондах музеев хранится лишь небольшое количество экспонатов из усадьбы Андреевское. Всё остальное бесследно исчезло. В 30-е годы княжеский дом разобрали и перевезли на станцию Волга Северной железной дороги под общежитие для рабочих.

Усадьба стала приходить в запустение. Сначала здесь была организована крестьянская коммуна по совместной обработке земли. С 1949 года по 1959 год в Андреевском был расположен лагерь для женщин-заключённых с длинными рядами колючей проволоки и сторожевыми вышками. Худшей судьбы для этой жемчужины русской старины придумать трудно. Разрушили и церковь Благовещения в соседнем селе Марьине. Сейчас она представляет жуткое зрелище и выглядит как будто после бомбёжки. От старинных построек остался только хозяйственный корпус, в котором сейчас размещается контора совхоза "Богатырь". От усадебного ансамбля сохранились только фотографии, дореволюционные планы и чертежи прежнего княжеского дома. Последний владелец усадьбы князь Анатолий Александрович Куракин умер в Париже в 1936 году.

Горькая судьба постигла русскую усадьбу. Редко какую не сожгли, не разграбили, а превратили в музей или санаторий для начальников. Ныне, куда ни приедешь, везде покажут место, где стоял усадебный дом, церковь, школа, больница, построенные бывшими хозяевами. Некоторые усадьбы сохранились только благодаря именам своих владельцев так или иначе устраивавших новую власть или потому, что усадебные постройки можно было использовать под конторы и склады. И так по всей России. Уклад усадебной жизни, тесно связанный с природой, земледелием, родовыми обычаями, утрачен навсегда. Обезлюдели деревни и сёла - молодёжь уезжает в города, у стариков нет сил по-настоящему работать на земле, хозяйства, образованные на бывших усадебных и колхозных землях, влачат жалкое существование. Но как пишет руководитель программы "Возрождение русской усадьбы в Рыбинском крае" Л.Марасинова: "Дворянская усадьба не только была. Она есть в ущербном, убогом, запущенном состоянии. Это остатки усадебных построек, парки, коллекции музеев и библиотек. Это живые наследники дворянских родов в России и за рубежом. И те, кто не по крови, а по духу или профессии наследует это богатство: музейные работники, искусствоведы, историки, реставраторы, учителя. И, наконец, те, кто просто живёт, учится работает в этих местах".

Духовное наследие русской усадьбы невозможно переоценить, оно и сейчас продолжает жить в нашей культуре, в нашей повседневной жизни, являясь опорой, а порой и спасением в сложных событиях последнего времени.

Зная историю разорения окрестных усадеб понимаешь как повезло Борку в том, что последний владелец его Н.А.Морозов передал усадьбу Академии наук. В Борке сумели сохранить память о прошлом. Жизнь здесь не замерла. Усадьба превратилась в научный и культурный центр большого района. У неё есть будущее. И это главное.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -


 
Cайт научного поселка Борок
© www.borok.ru