Сайт научного поселка Борок

Братья Солнцевы

История
Усадьба Борок
Мологский край
Морозов
Папанин
Две судьбы
Солнцевы
Церковь
Окрестности
Наш Борок
Будущее Борка
Архитектура
Парки
Заповедник
Фотоальбом
>>>
Организации
Институт
Геофизическая обсерватория
Больница
Музеи
Музей Морозова
Музей Папанина
Музей природы
Школа
Школьная жизнь
Творчество учеников
Документы
О сайте
Авторы сайта
Карта сайта
Пишите нам

На протяжении столетий многие сёла и деревни нашего края впитали в себя насыщенную событиями историю России. Каждое поколение людей жившее на нашей земле, оставило свой созидательный след в памяти потомков.

На десятом километре автострады Шестихино-Брейтово есть автобусная остановка - село Верхне-Никульское. Кажется самое красивое место русской земли выбрали для его основания первые поселенцы. Известно, что с XVI века этими землями владели русские князья Солнцевы. На высоком берегу реки Ильдь в живописном парке находился княжеский дом. Часть липовой аллеи этой усадьбы сохранилась до сих пор. На другом берегу реки жили крепостные крестьяне. Эта часть села до нашего времени не сохранилась. К концу XVIII века последний владелец из этого знатного рода Иван Егорович Солнцев разорился и пропал без вести. После этого село переходило из рук в руки, пока его не приобрёл граф И.А.Мусин-Пушкин.

В это время в селе Верхне-Никульском жил крепостной крестьянин Григорий Кондратьевич Солнцев. Имеет ли он отношение к роду князей Солнцевых сказать трудно, но к началу XIX столетия по документам он числился как крепостной. Его женой была крепостная крестьянка Елизавета Фроловна Солнцева, добрая и приветливая женщина. В их семье было пять детей - четыре сына и одна дочь. Двое из сыновей Фёдор Григорьевич (1801-1892) и Егор Григорьевич (1818-1865) стали известными русскими художниками XIX века. Они оставили воспоминания, в которых подробно рассказывают о селе, родителях, о своём детстве.

Фёдор Григорьевич Солнцев родился 27 апреля 1801 года. Сельская жизнь с её просторами и неповторимой красоты природой рано пробудили в нём склонность к рисованию. Свободное время сельские ребятишки обычно проводили на берегу реки Ильдь. Около реки был большой луг, на котором весной после разлива реки вили гнёзда птицы. Иногда дети забирались на высокий берег, выделявшийся тремя уступами, где были развалины княжеской усадьбы со старым запущенным садом. Как пишет Фёдор Григорьевич, когда ему исполнилось шесть лет, он стал различать в сельском ландшафте множество линий. Он невольно стал присматриваться к этим линиям. У него появилось желание воспроизвести их и он стал рисовать. Поражала его и церковь Святой Троицы. К тому времени она была отремонтирована и заново расписана. Иконы и евангельские сюжеты стенных росписей поражали и будили воображение ребёнка. На берегу реки Ильдь он собирал мелкие цветные камешки, растирал их с водой и получал синюю, зелёную и красную краски. Рисовал лубочные картинки, иконы, увиденные в церкви. В селе не было ни одного человека, который мог бы объяснить ему технику рисования. Фёдор Григорьевич вспоминал: "Трудное моё учение рисования продолжалось своим чередом. Проходили недели, месяцы и годы. Наступил памятный 1812 год. Началась Отечественная война с Наполеоном. Хорошо помню: в эту тяжёлую годину набор в армию был особенно большой. В селе остались только женщины, старики да дети. Все, особенно женщины, держали наготове палки, ухваты и прочее, намереваясь с этим оружием встретить неприятеля. Но французы до нашего села не дошли. Только приезжала к нам русская конница. Припоминаю, - писал далее он, - что многие ребятишки, в том числе и я, ложились на землю, и нам казалось, что мы слышим гром пушечной пальбы, раздававшийся под стенами белокаменной церкви. Однажды в село приехал граф И.А.Мусин-Пушкин. Увидев меня в толпе сельских ребятишек, он спросил: - Ты Солнцев? - Я. Он взял меня за подбородок, повертел и, обращаясь к графине, сказал: - Посмотри, как природа видна."

Увидев в крепостном мальчике природную одарённость, граф И.А.Мусин-Пушкин даёт отцу семейства официальный документ, освобождающий от крепостной зависимости, "вольную". Такое решение графа дало возможность Фёдору Григорьевичу, а впоследствии и его младшему брату Егору Григорьвичу поступить в Петербургскую Императорскую Академию художеств. После вступительных экзаменов его определили на казённое содержание по классу портретной живописи.

Ему предстояло пробыть в Академии долгих 12 лет. Режим для воспитанников в этом учебном заведении был суров. Их поднимали в пять утра. После молитвы - завтрак. Кусок хлеба и стакан тёплого чая. С семи утра до полудня шли занятия. На обед пустые щи. Мясо давали только по праздникам. После обеда небольшой отдых. Затем до семи вечера занятия в рисовальных классах. Перед ужином подвижные игры. После ужина снова молитва. Итак изо дня в день в течение долгих 12 лет. Молодой художник выделялся среди других воспитанников не только редкой одарённостью, но и целеустремлённостью. Он блестяще оканчивает Академию и за дипломную картину "Село Верхне-Никульское, крестьянское семейство за обедом" ему присуждается большая золотая медаль. Художественное полотно 1,5*2 метра поражает зрителя глубиной замысла и жизненной правдой. Великолепная расстановка действующих лиц, выразительны деревенский быт и предметы домашнего обихода. На столе молоко в кринке, творог, сочни. Хозяйка подаёт только что испечённый домашний хлеб. Великолепные оттенки красок крестьянской одежды, выразительная игра света и тени. Весь свой талант вложил молодой художник в эту программную картину.

После окончания Академии был долгожданный приезд на родину. Золотую медаль привёз в село Верхне-Никульское уже титулованный художник. Трогательная встреча с матерью, отцом, родными и всеми крестьянами села. Мать плакала. Он и не предполагал, что эта встреча будет последней. Вскоре мать умерла. Эту скромную, всеми уважаемую женщину провожал весь приход села Верхне-Никульское. Похоронили её на сельском кладбище, близ церкви Святой Троицы.

Фёдор Григорьевич Солнцев неуклонно совершенствовал своё мастерство. За программную картину по заданию Академии "Свидания князя Святослава с греческим императором" ему было присвоено почётное звание академика.

Ещё учась в Академии Фёдор Григорьевич Солнцев увлёкся археологией. После окончания её, художника направляют по городам России для зарисовок древностей, имеющих историко-этнографическое значение. Путешествовал он часто под видом странствующего монаха. Помимо предметов рисовал портреты настоятелей церквей, монастырей, а иногда и простых монахов. Все рисунки, а их было около 5000, выполнены с фотографической точностью. После возвращения в Петербург акварельные зарисовки были представлены им президенту Академии художеств А.Н.Оленину и императору Николаю I. С этого момента ему поручают самые ответственные заказы.

Его произведения называли живописной летописью Древней Руси и считали источником возрождения отечетовенного стиля. Очевидно, по этой причине в годы, когда в стране запрещалось даже словосочетание "русская история", революционеры вычеркнули имя Солнцева из анналов истории живопись.

Впоследствии Академия художеств выпустила семь громадных томов монументального издания части его рисунков под названием "Древности Российского государства". Был также издан большой альбом из 325 рисунков: "Типы и костюмы народностей России". Именно Фёдору Григорьевичу Солнцеву русская наука обязана сохранением многих драгоценных материалов отечественной истории. До сих пор он остаётся самым выдающимся представителем в области художественной археологии и этнографии. Издание "Древностей российского государства" включило в себя свыше 500 листов цветных хромолитографий отечественных памятников культуры, сделанных с рисунков Ф.Г.Солнцева и шести тетрадей текстового печатного материала. Первый отдел этого великолепного издания состоит из рисунков большого формата, распределённых по содержанию своему на шесть отделений, с соответственным описанием.

Первое отделение включает в себя священные памятники: образа и кресты, храмовую утварь разных времён со священными преданиями; облачения духовного сана - одежды Всероссийских митрополитов, патриархов и святых отцов - саккосы, фелони, митры...

Во втором отделении запечатлены: наследный венец России, святые бармы, скипетр, держава, наперстный крест, присланные в дар греческим императором и известные под названием Мономаховых; царские шапки большого и меньшего наряда, шапки алмазные, короны державы, скипетры, жезлы, посохи, цепи, троны, становые кафтаны.

На рисунках третьего отдела изображены шлемы Ярослава Всеволодовича, Александра Невского, зерцалы, кольчуги, наручи, бутурлики, юшманы; древние знамёна, щиты, торчи, булавы, сабли и пр.

В четвёртом, пятом и шестом отделах издания множество прекрасных цветных рисунков с изображением древних великокняжеских, царских, боярских и местных народных одежд, древней царской столовой утвари; памятников древнерусского зодчества.

Воистину громадный труд предпринял Ф.Г.Солнцев, создав эту серию рисунков.

В 1836-37 гг. художник работает в Московском Кремле над восстановлением древних теремов и Грановитой палаты. Когда работы были окончены, для осмотра прибыл император Николай I. Фёдор Григорьевич вспоминал: "Вдруг я услышал голос императора. Солнцев! Ко мне. Молодец. Идём, идём, я тебя представлю императрице". За эту работу он был награждён орденом Святого Владимира.

В 1838 году в Московском Кремле по проекту архитектора К.А.Тона началось строительство императорской резиденции, Большого Кремлёвского дворца. По своим размерам и роскоши отделки он является выдающимся памятником дворцового зодчества XIX века. Парадные залы дворца названы по русским дореволюционным орденам. Самый большой зал - Георгиевский. Задуман и решён он как своеобразный храм славы русского оружия в честь высшего и самого прославленного русского военного ордена Георгия Победоносца. Парадная белизна зала создаёт атмосферу торжественного величия. Названия пятисот сорока пяти полков и более десяти тысяч фамилий награждённых орденом Георгия Победоносца, высечены золотом на белом мраморе.

Комиссия по строительству дворца поручает Фёдору Григорьевичу Солнцеву создать рисунок паркетного пола Георгиевского зала. И с этой задачей он справляется блестяще. Длина зала - шестьдесят один метр, ширина - двадцать с половиной, высота - семнадцать с половиной метров. Огромный пол зала поражает многоцветием паркета, набранного более чем из двадцати редких пород деревьев. Это красочный деревянный ковёр, в котором сочетаются тона от лимонно-жёлтого до фиолетового и от серо-зелёного до красного. Общий колорит паркета золотистый, т.к. основное поле его набрано из светлого бука. По рисунком художника было создано всё декоративное убранство парадных залов Большого Кремлёвского дворца: лепнина потолков, люстры, камины, сервизы для парадных обедов. За художественную работу в Большом Кремлёвском дворце художник был награждён орденом Святой Анны, большой денежной премией и золотой медалью.

В середине XIX столетия Фёдор Григорьевич много работает в Киеве над восстановлением Софийского собора. Когда работы были окончены, над одной из арок собора была сделана надпись: "Обновлён сей храм по открытым древним фрескам и украшен новой живописью под руководством академика Солнцева лета от Рождества Христова.

Государь высоко оценил его старания. Он обещал ему: "Когда кончишь работу здесь, я постараюсь отправить тебя в Палестину и на Афонскую гору. Ты с удовольствием поработаешь там, а потом, через Рим, возвратишься в Россию".

Но не пришлось осуществиться этому намерению. 18 февраля 1855 года император Николай Павлович скончался.

Тяга к церковной живописи не оставляла художника на протяжении всей жизни. Ещё с 1844 года он преподавал иконописание в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, за что был удостоен ордена Святой Анны 2-й степени и Святого Владимира 3-й степени. В 1858 году академик Солнцев был приглашён заведывать работами по изготовлению иконостасов для церквей западных губерний. По его эскизам и под его набдюдением художники сделали более 200 иконостасов.

Для членов императорской фамилии и светской знати Солнцев работал над эскизами сервизов, бронзовых украшений, часов, молитвословов. Как можно вообразить, что человек, воспитанный в немудрящем крестьянском быту мальчик, евший деревянной ложкой из грубой глиняной посуды, стал законодателем моды в роскошном Петербурге, столице могущественной империи!.. Этот вопрос достоин отдельного исследования.

В эти же годы в Петербурге в честь Петра I строится главный кафедральный собор России. Назван он по имени святого Исаакия Далматского, день памяти которого 30 мая совпадает с датой рождения Петра I. Строился собор 40 лет с 1818 года по 1858 год архитектором О.Монфераном. Самые выдающиеся художники приняли участие в его строительстве. Фёдору Григорьевичу Солнцеву поручают нарисовать главного святого, чьим именем назван собор - Исаакия Далматского в главном алтаре. С этой работой он справился также блестяще и 30 мая 1858 года, в день освящения собора, художник получил бриллиантовый перстень с императорской короной и золотую медаль.

В этом же году министр государственных имуществ князь М.Н.Муравьёв по воле императора Александра II дал распоряжение принимать в Петербургскую Академию художеств для обучения на казённый счёт детей из крепостных крестьян. Попечителем этого отделения был назначен Фёдор Григорьевич Солнцев. Счастливая судьба повернулась ко многим детям из бедняков. В этой должности Фёдор Григорьевич состоял более 30 лет.

Фёдор Григорьевич СолнцевВ 1876 году исполнилось 50 лет художественной деятельности Ф.Г.Солнцева. Постановлением учёного совета Академии художеств он был возведён в звание профессора.

Наш земляк русский художник Фёдор Григорьевич Солнцев прожил долгую жизнь. Он родился в начале XIX столетия и умер в конце столетия в возрасте 91-го года. Через всю жизнь он пронёс детские впечатления от родного села Верхне-Никульское. Кисть художника искрилась, как бриллиант, и за что бы он не брался, всё доводилось им до совершенства. Бодрость духа он сохранил до конца жизни. Несмотря на то, что он был глубоким старцем, его каждый день можно было видеть в своей светлой и скромной мастерской.

Младший брат Фёдора Григорьевича Солнцева Егор Григорьевич с малых лет пас сельских коров. Он был подпаском. У него рано появилось объёмное восприятие окружающей природы. Выразительный ландшафт села Верхне-Никульское с плавным переходом с возвышенности на равнину, бескрайность сельских полей, разноцветие лугов рано пробудили в нём страсть к рисованию. Конечно, было велико и влияние старшего брата. В детские годы проявилась в нём и природная музыкальность. В детские годы он блестяще сдал вступительные экзамены в Петербургскую Академию художеств и был зачислен по классу пейзажной живописи. Его успехи в учёбе были впечатляющи. Он с детских лет любил сельскую жизнь, природу. Часами вслушивался в таинственные шорохи леса, вглядывался в игру света и тени, в форму и окраску листьев, любовался гладью воды и плывущими в небе облаками. В своих учебных зарисовках он всегда стремился придать пейзажу эмоциональное звучание.

Прошли годы серьёзного обучения. Аттестационная комиссия поручила Егору Солнцеву нарисовать пейзажное полотно на тему: "Стадо, возвращающееся с пастбища". Весь свой талант вложил молодой художник в эту картину. В 1839 году, в день окончания Академии, под звуки оркестра ответственный за выпуск объявил: "По классу пейзажной живописи первую премию и золотую медаль вручить Егору Солнцеву за картину "Вид окрестности Мологи вечером при закате солнца с возвращающимся с пастбища стадом". Слёзы брызнули у него из глаз. Вторую золотую медаль получает его родное Верхне-Никульское. Егору Солнцеву только что исполнился 21 год.

После окончания Академии художеств Егор Солнцев на короткое время приезжает в родное село. Дни пребывания художника на родине пролетели быстро. Он часто приходил на сельское кладбище и подолгу плакал на могиле матери. Крепостная крестьянка Елизавета Флоровна Солнцева подарила России двух выдающихся художников XIX века. Провожать Егора вышли друзья его детских лет, жители села и окрестных деревень. Через село Веретею на лошадях поехали в Мологу. В то время железной дороги и станции Шестихино ещё не было. Больше в родное село художник никогда не возвращался.

В 1840 году в возрасте 22-х лет для совершенствования своего образования он уезжает в Италию, вначале в Рим, а затем в Неаполь. Для отделки строящегося в Петербурге Исаакиевского собора требовалась группа высокообразованных художников - мозаичистов. В России таких специалистов не было. Поэтому была создана группа из четырёх одарённых художников - выпускников Академии художеств в которую и вошёл Е.Г.Солнцев. Отбор производил сам император Николай I. В 1847 году эти художники поступают в студию известного итальянского мозаичиста М.Барбери в Риме.

В годы напряжённой учёбы четвёрка талантливых русских художников в течение 1847-1851 годов создаёт огромное полотно: мозаичный пол, копию с античного оригинала, находящегося в Риме во дворце Ватикана. Античную мозаику художники дополнили красочным венком из цветов, плодов и злаков со сценами из мифологии. Это огромное мозаичное полотно было доставлено в Петербург и смонтировано в пол построенного к этому времени Павильонного зала в Эрмитаже - самого красивого зала дворца.

В 1851 году эти художники приступают к выполнению монументальных работ в главном иконостасе Исаакиевского собора в Петербурге. Комиссия поручает Егору Григорьевичу Солнцеву выполнить в мозаике образы Спасителя и Апостола Петра. Над этими двумя иконами художник работал в общей сложности 10 лет. И с этой работой Егор Григорьевич справился блестяще. Особенно поражает образ Спасителя. Размеры его впечатляющи. С преобладанием синего цвета играют все оттенки красок. Во время торжественного богослужения эмоциональное воздействие этой иконы на верующих было огромное. 30 мая 1858 года, в день освящения Исаакиевского собора, за монументальные художественные работы Егор Григорьевич Солнцев был награждён бриллиантовым перстнем с императорской короной и большой золотой медалью. Исаакиевский собор относится к выдающимся памятникам русского искусства. Художественные работы в Исаакиевском соборе были вершиной творческого пути Егора Григорьевича Солнцева.

Мозаичные работы считаются вредным производством. Художник соприкасается с оловом, свинцом, ртутью. У Егора Григорьевича развилась тяжёлая болезнь. Он стал терять зрение. В 1865 году в возрасте 46 лет, в расцвете творческого дарования художник скончался. Наш земляк Егор Григорьевич Солнцев, воспитанник Петербургской Академии художеств внёс большой вклад в создание русской монументальной живописи. Его художественные произведения являются украшением двух величайших музеев мира - Государственного Эрмитажа и Исаакиевского собора. Старший брат Фёдор Григорьевич, у которого не было своей семьи, взял на себя заботу о близких усопшего брата.

Сам же Фёдор Григорьевич скончался в 1892 году. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Фёдор Григорьевич никогда не забывал свою малую Родину, своё родное село Верхне-Никульское. Перед смертью он оставил духовное завещание и перевёл в церковь Святой Троицы Верхне-Никульского прихода денежный вклад "на помин души раба Божия Фёдора". До сих пор на кладбище бережно сохраняется могила матери братьев Солнцевых. Более 150 лет из рук в руки её передают друг другу настоятели храма.

Природа села Верхне-Никульского не утратила своего очарования и бережно хранит воспоминания о прошлом. Едут сюда художники, чтобы поработать на натуре. Символичен и тот факт, что настоятель храма Святой Троицы отец Георгий в прошлом художник, уже расписавший некоузскую церковь Николы-в-Замошье. Может быть в будущем, вдохновившись примером братьев Солнцевых, отец Георгий восстановит фески храма, и новые поколения детей увидят не белые стены, а величественные росписи по евангельским сюжетам. И продлится духовная эстафета через искусство, красоту и гармонию.

А.Н.Путинцева

(Использованы материалы, собранные краеведом К.К.Озеровым,
документы из архива музея Н.А.Морозова,
воспоминания Ф.Г.Солнцева)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -


 
Cайт научного поселка Борок
© www.borok.ru