Сайт научного поселка Борок

Музеи Борка

Музеи
Музей Морозова
Музей Папанина
Музей природы
Наш Борок
Будущее Борка
Архитектура
Парки
Заповедник
Фотоальбом
>>>
Организации
Институт
Геофизическая обсерватория
Больница
История
Усадьба Борок
Мологский край
Морозов
Папанин
Солнцевы
>>>
Школа
Школьная жизнь
Творчество учеников
Документы
О сайте
Авторы сайта
Карта сайта
Пишите нам

Борок находится несколько в стороне от знаменитого "Золотого кольца" древних русских городов с их замечательными историческими и культурными памятниками. Но несмотря на это, Борок является тем местом, где история удивительным образом переплетается с современностью. Взять хотя бы тот факт, что в бывшей дворянской усадьбе, где теперь находится современный научный центр, с числом жителей менее трёх тысяч человек, открыты четыре музея. Два из них мемориальные: музей Н.А.Морозова и музей И.Д.Папанина. И два связанные с богатой природой края: музей Природы и музей-аквариум. Музеи эти принадлежат Российской Академии наук.

Среди современных зданий Борка скромно выглядит двухэтажный деревянный дом. На южном его фасаде мемориальная доска: "Здесь родился, провёл детские годы и после 30-летнего заключения в царских тюрьмах жил и работал почётный академик Николай Александрович Морозов, 1854-1946 гг., революционер и учёный". С 1946 года это мемориальный дом-музей Н.А.Морозова.

Дом этот был флигелем усадьбы Борок, основанной в XIX веке отцом Николая Александровича, мологским помещиком, дворянином Петром Алексеевичем Щепочкиным (1832-1886). Мать Николая Александровича Анна Васильевна Плаксина (1834-1919) была крепостной крестьянкой, дочерью кузнеца из новгородских владений Щепочкина. Он дал ей вольную, приписав к мещанкам г. Мологи под фамилией Морозова. Родители любили друг друга, но были невенчаны и все дети (два сына и пять дочерей) носили фамилию матери, а отчество - Александровичи - по крёстному отцу.

Имение Борок было типичной русской усадьбой. До сих пор все приезжающие в посёлок идут от автобусной остановки к посёлку по старинной въездной аллее, поворот на которую от шоссе обозначался когда-то огромной аркой кирпичной кладки. Большой усадебный дом, переданный Морозовым в начале 30-х годов Академии наук, сгорел в 1955 году, а на его месте теперь стоит один из корпусов Института биологии внутренних вод.

Можно сказать, что музей Н.А.Морозова - двойной по своему содержанию и экспозиции: это и музей человека уникальной судьбы и музей русского усадебного быта XIX - начала XX веков. Через южное застеклённое крыльцо посетители попадают в небольшую прихожую с плетёной соломенной мебелью французской работы. Из прихожей дверь ведёт в столовую и далее на открытую террасу с лестницей в сад. Западный вход с мелодичным дверным колокольчиком ведёт в бывшую кухню, а теперь комнату сотрудников музея. Наверху в мезонине находится летний кабинет-библиотека. Дом только снаружи кажется маленьким, а внутри он неожиданно просторный, несмотря на обилие мебели. Кроме четырёх мемориальных комнат, в музее две экспозиционные комнаты, ранее предназначавшиеся для гостей. В доме сохраняется прижизненная обстановка, представляющая собой оригинальную и весьма привлекательную смесь дворянской культуры, сельской простоты и научной увлечённости обитателей дома.

В первом экспозиционном зале представлен жизненный путь Николая Морозова, - "шлиссельбургского узника", русского "графа Монте-Кристо", "последнего энциклопедиста XX века" - так называли его современники. Полная драматизма судьба предков. Счастливое, несмотря на неравное положение родителей, детство. Отец поощрял увлечение сына естествознанием. Любознательность и одухотворённая любовь мальчика к природе способствовали этому увлечению. В экспозиции отражены все этапы его дальнейшей нелёгкой судьбы.

Во втором экспозиционном зале представлены материалы, собранные родственниками Н.А.Морозова. Здесь книги, статьи о Н.А.Морозове, труды современных учёных, развивающих его идеи. В экспозиции множество фотографий родных Николая Александровича. В настоящее время музей ведёт обширную переписку с правнучатым племянником Н.А.Морозова В.Б.Бирюковым, который активно участвует в работе по переизданию учёного, в проведении морозовских чтений.

Любой музей интересен деталями, частностями. За каждым экспонатом - увлекательная история. Особый уют придают дому изразцовые печи. Мягкая мебель всевозможных стилей, например, довольно редкое, сдвоенное кресло "тет-а-тет". Немецкое пианино с подсвечниками фирмы "Мюльбах". Раньше в доме часто звучала музыка. Жена Н.А.Морозова Ксения Александровна в своё время была очень известной пианисткой (после Екатерининского института благородных девиц она окончила Петербургскую консерваторию). Звучит музыка и в наши дни. Те же Бетховен, Шопен, Чайковский. Только играют их произведения учащиеся борковской музыкальной школы или кто-нибудь из экскурсантов. А вот керосиновый торшер - так и представляешь, как зажигают фитиль, надевают узкий стеклянный колпак, затем шаровидный абажур, тоже стеклянный, но с матовым фоном и прозрачным рисунком, свет мерцает - "летят" нарисованные на стекле птицы. Или большое овальное зеркало в барочной резной деревянной раме с рельефным гербом Щепочкиных.

В музее масса старинных журналов. В них тот же круг проблем, что и в нашей периодике (политика, литературные споры, семейное воспитание), но как выгодно отличается стиль и язык журнальной полемики. Есть и чисто научные экспонаты: звёздный глобус, звёздные карты. Многие вспоминали, как Н.А.Морозов водил гостей ночью на прогулку и учил их отличать созвездия. Ещё он рассказывал, как высчитывал дату создания какого-нибудь старинного документа по имеющемуся в нём описанию расположения звёзд, планет, солнечных и лунных затмений. Это был его основной метод датировки событий древней истории в критикуемых официальной наукой книгах "Откровение в грозе и буре", "Пророки", "Христос".

В мемориальной библиотеке музея около 5-ти тысяч книг и журналов на 11-ти языках, которыми владел Н.А.Морозов. Почти 100 из них - с автографами. Колоссальный архив Н.А.Морозова хранится в Архиве Академии наук в Москве (фонд 543).

Борок красив в любое время года. Среди деревьев усадьбы у Н.А.Морозова были любимые. В саду у дома росли "пучком" семь огромных берёз. Н.А.Морозов часто говорил домашним: "Пойду, посижу у "семи сестёр". Когда ему было семь лет, в парке он посадил семилетнюю ёлочку. Дерево выросло "до облаков". Несколько лет назад её вместе с корнем уронил сильный ветер. Целый день рабочие отпиливали двуручной пилой кругляк для музея на память. Дети любят считать на нём годичные кольца.

В памятные дни в музее собираются морозоведы, историки, учёные, краеведы, экологи, журналисты. Беседы бывают очень интересные, и не только на морозовскую тему. Часто музей посещают иностранные гости. Беседы с ними также бывают на самые различные темы: само собой о Н.А.Морозове, да ещё с англичанами о каминах и лошадях, с итальянцами о музыке и терроре, с французами о "свободе, равенстве, братстве", с немцами о доме Романовых, с американцами об экологии.

Не сняты со стен музея портреты Карла Маркса, Ленина, Софьи Перовской и Веры Фигнер, Кибальчича и Циолковского, Потанина и Шмидта, Кирова и Дзержинского. Судьба этих и других, менее знаменитых, людей пересекались на дорогах Истории с судьбой Н.А.Морозова. Теперь мы пытаемся их "судить", каждый сообразно со своим мировоззрением. Вчитываясь в документы музейного фонда ещё и ещё раз убеждаешься, насколько сложнее жизнь, чем наши сиюминутные представления о ней.

Печальна участь помещичьих усадеб после 1917 года, в том числе и соседних с Борком. В 1923 году советская власть дарит Борок Н.А.Морозову в пожизненное пользование "за заслуги перед революцией и наукой", что дало ему повод шутливо называть себя "последним помещиком России".

Судьба Н.А.Морозова уникальна и во многом парадоксальна. Люди, безусловно отрицательно относящиеся к терроризму, в чём-то восхищаются Н.А.Морозовым. Учёные, историки, читавшие его книги и называвшие их "заумью", признают гениальность Морозова. Его книга "Христос", в которой ни слова о Боге в самом высоком понятии этого слова, стоит в библиотеках в отделе религиозной литературы. Научное учреждение, основанное в Борке Н.А.Морозовым, носит имя И.Д.Папанина.

Конечно, время всё расставит на свои места. А пока сотрудники музея тщательно сберегают доверенную им овеществлённую чужую жизнь, ухаживают за могилами Николая Александровича и Ксении Александровны Морозовых в борковском парке и могилами родных в соседних сёлах. На могиле Н.А.Морозова в 1954 году (к 100-летию со дня рождения) установлен памятник - фигура из бронзы на гранитном пьедестале, - Н.А.Морозов сидит на пне с книжкой в руках и смотрит вдаль. В этом памятнике нет монументальности. Прав, пожалуй, скульптор, ведь вокруг деревья родного парка, а рядом дом, где родился и жил этот необыкновенный человек.

Второй мемориальный музей Борка - это дом, в котором жил, приезжая в посёлок, Иван Дмитриевич Папанин. Это один из первых в Борке домиков "финской" постройки 1952-53 годов. Он стоит особняком в небольшой берёзовой роще, близ лабораторных корпусов. Деревянный щитовой дом общей площадью 80 кв.м сохранил внутренний интерьер в том виде, который был при И.Д.Папанине. Все вещи - мебель, посуда - подлинные и подчёркивают скромность и неприхотливость быта хозяина дома. В музее 5 мемориальных комнат: прихожая, столовая, кабинет-спальня, кухня, ванная. Два экспозиционных помещения: бывшая кладовая и застеклённая веранда, есть ещё служебная комнатка и тамбур с крыльцом.

Доборковский период жизни И.Д.Папанина представлен в экспозиции в основном в фотодокументах и фотографиях. Здесь снимки из семейного альбома, времён Гражданской и Отечественной войн, полярные экспедиции, работа в Географическом обществе. В витринах экспонируются подлинные вещи: унты, в которых Иван Дмитриевич ходил по льду Северного Полюса, радио, патефон, подаренный ему восторженными американцами, контр-адмиральский китель и форменная фуражка, чехлы от личных охотничьих ружей.

В столовой, где радушный и хлебосольный хозяин принимал гостей, стоит диван, буфет, обеденный стол, два кресла, стулья, на стенах висят подаренные картины. В столовой обычно проходили деловые встречи и беседы И.Д.Папанина с руководством Института и жителями Борка.

В кабинете, служившем ему и спальней, - двухтумбовый письменный стол, кровать, радиоприёмник, телевизор, мягкое кресло, стулья. Две любительские картины, написанные маслом и посвящённые герою Арктики, украшают стены кабинета. Эта комната сугубо личная, здесь Иван Дмитриевич работал с документами и отдыхал.

В центральной экспозиционной комнате в фотоматериалах и документах показана история развития Института биологии внутренних вод и Борка в целом.

Иван Дмитриевич Папанин был заядлым охотником и посвящал этому занятию всё свободное от работы время. На охоте в окрестностях Борка он познакомился с Василием Васильевичем Аверкиевым, знатоком природы, настоящим, со стажем, охотником, таксидермистом. Иван Дмитриевич загорелся идеей создания при Институте своего рода зоологического музея. Аверкиев дал согласие и был зачислен в штат Института биологии. Началась трудная и кропотливая работа по добыче экспонатов. В 1952 году под помещение музея был выделен целый этаж одного из лабораторных корпусов. За время создания зоологического музея В.В.Аверкиеву пришлось пройти по лесам и болотам многие сотни километров, чтобы добыть, препарировать, сделать чучела и представить на обозрение посетителей музея удивительное богатство местной фауны.

В.В.Аверкиев путешествуя по окрестностям Борка собирал всё, что могло представлять интерес для музея. Так, при рытье канала от Борка до Волги в выброшенном земснарядом грунте стали находить палеонтологические остатки. Постепенно собралась целая коллекция: часть нижней челюсти с зубом шерстистого носорога, куски бивня мамонта, рёбра, позвонки, кости конечностей крупных позвоночных животных, десятки зубов травоядных и хищных зверей, скелеты белемнитов, слепки аммонитов и пр. Одной из интересных находок был зуб мамонта: 45 см. в длину и 9 см. в ширину по верхней эмалевой части.

Через сорок с лишним лет экспонатов собралось так много, что экспозицию музея пришлось расширять. В 1996 году музей был переведён в более просторное помещение в центральной части Борка. Сейчас общая площадь музея - 150 кв.м, он состоит из пяти комнат. Три самые большие комнаты заняты коллекциями систематических групп - отрядов, семейств и отдельных особей. Ещё одна комната оформлена как фенологическая, пятая комната является мастерской.

В настоящее время в музее экспонируется 287 видов позвоночных животных из 350 обитающих на территории Ярославской области. Всё это богатство собрано вокруг Борка, в районе радиусом не более 18 км.

В начале осмотра экскурсанты попадают в комнату с холодостойкими животными, знакомятся с видовым составом местных рыб, земноводных пресмыкающихся, узнают, что в водах области обитают 42 вида рыб. Здесь же находятся экзотические экземпляры: рыба-шар, рыба-бык, морская игла, морской конёк, прилипала, лопатонос, веслонос, панцирная щука, малёк молот-рыбы.

Далее идёт ознакомление с видовым составом земноводных. В нашей местности их обитает всего 9 видов: тритон гребенчатый, тритон обыкновенный, лягушка травяная, остромордая, прудовая, озёрная, жаба обыкновенная, чесночница, жерлянка. Состав пресмыкающихся 5 видов: гадюка, ящерицы прыткая, живородящая, веретеница и уж.

Из экзотических экспонатов здесь находится шкура 4-х метрового удава боа, шкура броненосца, панцири черепах и другие экспонаты, подаренные учёными, ездившими в зарубежные экспедиции. Экспозицию дополняет интересная коллекция изделий прикладного искусства из природных материалов, созданная местным умельцем.

Далее идут комнаты, в которых представлены теплокровные животные. Посетители знакомятся с очень большой коллекцией птиц, ночных и дневных пернатых хищников. Например, отряд куликов представлен 37 видами, а отряд воробьиных - 63 видами. Есть редкие реликтовые экземпляры: орлан-белохвост, лебедь-кликун, ястреб-тетеревятник, тёмный альбатрос и др. Имеется большая коллекция птичьих гнёзд и яиц.

Обзор зверей начинается с самого маленького зверька - мыши-малютки, не более 5 граммов веса. Последовательно можно видеть землероек, мышей, крыс, кротов, зайцев; затем хищных зверей: ласку, горностая, хорька, норку, куницу, енотовидную собаку, лисицу, рысь. Заканчивается осмотр самыми крупными местными зверями - кабаном, лосем, медведем.

В этой же комнате находится палеонтологический и минералогический отделы, представленные исключительно местным материалом. Среди них следует отметить фрагменты скелетов, бивни и зубы хищных и травоядных вымерших животных.

Далее переходим в фенологическую комнату. Поскольку фенология - наука о сезонных изменениях живой природы, то здесь экспонаты расположены по сезонам года. Обзор начинается с грачей. Именно их прилёт в местность любой географической широты является сигналом начала весны. В экспозиции весеннего сезона можно видеть токующего тетерева, линяющего зайца-беляка, чибисов в гнезде с кладкой яиц и птенцами, токующих бекаса, вальдшнепа, турухтанов. Все экспонаты находятся в застеклённых витринах, оформленных под весенние биотопы.

В экспозиции летнего сезона показаны: коростель, кукушка, кулики тулес и грязовик, иволга, белка и горностай в летних нарядах, птенцы чаек, нырок Бэра с птенцами, коллекция грибов-колосовиков.

Осень отражена чучелами дроздов-рябинников, линяющих ласки, беляка, куропатки, муляжами осенних грибов.

Вот и зима. Под пнём замерла, свернувшись в клубок, гадюка, замер в прыжке лапландский подорожник, прилетели снегири, свиристели, клесты. Совсем стали белыми куропатки, зайцы, ласки, горностаи, оставив зачем-то чёрным кончик своего хвоста. Построили гнёзда, отложили кладку яиц и вывели птенцов клесты. Со стены внимательно смотрит на всех своих данников голова серого разбойника - волка.

В экспозиции можно видеть календари и таблицы за 38 лет фенологических наблюдений проведённых в данной местности заведующим музея Альбертом Анисимовичем Сориным.

Четвёртый музей Борка, музей-аквариум находится в ихтиологическом корпусе. Он ведёт свою историю с 1972 года. Музей занимает просторную восточную часть корпуса с большими окнами, типа витрин, обращёнными в сторону канала и Рыбинского водохранилища. Здесь были установлены аквариумы, где для исследовательских целей содержались различные виды рыб. Через некоторое время в Борке не осталось жителя, который не побывал бы в лаборатории ихтиологии и не посмотрел бы на обитающих там рыб. Особенно популярны были эти посещения среди детей. Учитывая интерес населения, руководство лаборатории приняло решение разместить в нескольких аквариумах экспозицию, составленную из наиболее интересных представителей ихтиофауны Волги.

Основу экспозиции составил большой бассейн, в котором в разное время обитали щуки, сомы, осетры. Все рыбы, которые помещались в этот аквариум, имели значительные размеры. Например, сомы были весом до 40 кг и длиной до 1,3 м, не уступали им и щуки. В других аквариумах содержались карпы, лещи, лини, угри, судаки, представители осетровых. Для придания законченности экспозиции были оформлены стенды с фотографиями иллюстрирующими основные направления научных исследований.

В дальнейшем появились аквариумы с представителями экзотической пресноводной ихтиофауны тропических и субтропических стран. При этом отдавалось предпочтение видам, знакомым посетителям по телевизионным программам и книгам, например, пираньям. Или же рыбам с необычными формами тела, например, тетрадонам, которые при испуге набирают воду в полости рта и раздуваются, приобретая форму шара.

Экскурсии проводятся на общественных началах сотрудниками лаборатории экологии рыб. Проблемы пополнения и поддержания экспозиции, проблемы кормов решаются исключительно энтузиазмом сотрудников. Для всех, от директора до лаборанта, осуществляющих уход за рыбами, это является общественной нагрузкой.

Сегодня музей живёт планами реконструкции демонстрационной части бассейнового зала. Модернизация имеющегося оборудования позволит воссоздать модели биотопов Рыбинского водохранилища, в естественных условиях которых обитают демонстрируемые рыбы.

В большом бассейне планируется разместить крупных хищников. Преимущество этого бассейна заключается в том, что он имеет прозрачные боковые стенки, через которые можно наблюдать за жизнью рыб. Этот тип аквариумов позволит аквалангистам проводить сеансы кормления рыбы и показывать элементарные приёмы дрессировки рыб. Подобные представления проводятся во многих музеях-аквариумах за рубежом, где пользуются неизменным успехом у публики. Из этих элементов можно составить эффектный спектакль, который несомненно оставит большое впечатление у посетителей и одновременно будет учить воспринимать рыб не как холодных, флегматичных тварей, а как живых существ, которым свойственны те же чувства, что и теплокровным друзьям человека.

В перспективе предполагается оборудовать лекционный зал с демонстрацией видеофиломов с подводными съёмками. Для удовлетворения интереса жителей средней полосы к тропикам и экзотической фауне, планируется расширение экспозиции не только за счёт рыб, но и рептилий, например, черепах разных видов. Если удастся провести всё задуманное в жизнь, музей-аквариум станет достопримечательностью не только Борка.

Таков музейный мир научного центра, где на небольшом пространстве уже многие годы работают и строят планы на будущее четыре интереснейших экспозиции. Значительную долю посетителей составляют учащиеся школ и различных детских организаций Ярославской области, участники научных конференций и совещаний, организуемых на базе ИБВВ и Геофической обсерватории РАН, иностранные делегации, а также люди, приезжающие в Борок на отдых. На базе музеев проходят встречи, научные чтения, поэтические и музыкальные вечера, уроки биологии, истории, географии. Трудно переоценить значение этих очагов культуры в жизни Борка.

А.Н.Путинцева

Библиография:

"Альманах 1998 г., Музеи Российской Академии наук", Москва, "Научный мир", 1998 г.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -


 
Cайт научного поселка Борок
© www.borok.ru