Сайт научного поселка Борок

Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в Борковской средней школе

Школа
Школьная жизнь
Творчество учеников
Документы
Положение о школе
Гимназические классы
Коррекционные классы
Методический центр
Наш Борок
Будущее Борка
Архитектура
Парки
Заповедник
Фотоальбом
>>>
Организации
Институт
Геофизическая обсерватория
Больница
История
Усадьба Борок
Мологский край
Морозов
Папанин
Солнцевы
>>>
Музеи
Музей Морозова
Музей Папанина
Музей природы
О сайте
Авторы сайта
Карта сайта
Пишите нам

1. Общие положения.

1.1. Классы коррекционно-развивающего обучения создаются в Борковской средней школе с углубленным изучением иностранных языков в соответствии с Уставом школы, утвержденным Постановлением главы муниципального округа № 65 от 2 июня 1997 года.

1.2. Классы коррекционно-развивающего обучения являются новой формой дифференциации образования, позволяющей решить задачи современной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.

1.3. Классы коррекционно-развивающего обучения сохраняют непрерывность реабилитационного пространства на основе интеграции дошкольного учреждения и школы.

1.4. Деятельность классов коррекционного обучения строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.

1.5. Цель организации указанных классов – создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе строго предопределяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.

Система работы в классах коррекционо-развивающего обучения направлена на компенсацию недостатков школьного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Целенаправленная работа по формированию общих способностей к учению, коррекция недостатков развития, а также лечебно-профилактическая работа должны обеспечить выполнение детьми с трудностями в обучении федерального образовательного стандарта требований к знаниям и умениям обучающихся.

Важнейшей задачей являются охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей указанной категории, а также их социально-трудовая адаптация.

2. Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения.

2.1. Классы коррекционно-развивающего обучения могут быть организованы на всех ступенях образовательного процесса.

2.2. Классы коррекционно-развивающего обучения открываются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогического консилиума школы о необходимости данного типа обучения.

Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.

2.3. Классы коррекционно-развивающего обучения открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения и функционируют до 11 класса включительно. На ступени основного общего образования классы коррекционно-развивающего обучения могут быть открыты не позднее 5-6 класса.

На первой ступени обучения в этих классах проводятся различные виды коррекционной работы, на второй ступени – они работают как классы педагогической поддержки, на третьей ступени – как классы углубленной профессиональной подготовки.

2.4. Обучение в коррекционно-развивающих классах первой ступени продолжается 4-5 лет в зависимости от потенциальных возможностей развития и успешности обучения ребенка. Продление сроков обучения возможно только по заключению психолого-медико-педагогической консультации или медико-педагогической комиссии индивидуально на каждого ребенка.

2.5. В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявление легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).

Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма).

2.6. При положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы по решению психолого-медико-педагогического консилиума обучающиеся коррекционно-развивающих классов могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих).

2.7. Обучающие проявляющие особые склонности и способности к отдельным учебным дисциплинам могут посещать уроки в общеобразовательном классе, а также факультативные занятия.

2.8. Наполняемость классов коррекционно-развивающего обучения 9-12 человек.

2.9. Распорядок дня для обучающихся в указанных классах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Целесообразна работа этих классов в первую смену по режиму продленного дня.

Детям и подросткам со сниженной работоспособностью при наличии выраженных невротических расстройств, аффективном поведении организуется индивидуальный щадящий режим (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели) и обязательная лечебная психотерапевтическая помощь (специалисты могут привлекаться по договору).

Для обучающихся в коррекционно-развивающих классах первой ступени вводится дополнительное каникулярное время в феврале продолжительностью в 7 календарных дней .

2.10. Для организации и проведения специалистами различных профилей комплексного изучения детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школьной жизни, в школе приказом директора может создаваться психолого-медико-педагогический консилиум. В его состав входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, опытные учителя, работающие с этой категорий детей, дефектолог, психолог.

Специалисты, не работающие в данном учреждении, привлекаются для работы в консилиуме по договору.

2.11. В задачи консилиума входят:

  • изучение личности ребенка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи,
  • выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания,
  • выбор оптимальной для развития ученика учебной программы при отсутствии положительной динамики в обучении,
  • определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков развития,
  • профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий,
  • подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию.

3. Организация коррекционно-развивающего Образовательного процесса.

3.1. Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом для образовательного учреждения и программами для массовых классов. адаптированными к особенностям психофизического развития ребенка и согласованными с методическими службами.

Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов, так и учебникам массовых классов в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель.

3.2. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.

3.3. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются: активизация познавательной деятельности учащихся, повышение уровня их умственного развития, нормализация учебной деятельности, коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития, социально-трудовая адаптация.

3.4. Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность.

Для их проведения используются часы школьного компонента, а также консультативные часы групп продленного дня. Продолжительность таких занятий не превышает 30 мин., наполняемость групп не больше 4-5 человек.

3.5. Для оказания логопедической помощи в штаты образовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения вводится должность логопеда из расчета не менее 15-20 человек с нарушениями речи.

3.6. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях индивидуально или по группам из 4-6 человек, а также в подгруппах из 2-3 человек.

3.7. При проведении уроков трудового и профессионального обучения класс делится на две группы .

3.8. Содержание трудового и профессионального обучения определяется исходя из региональных, местных условий, состояния здоровья обучающихся и осуществляется на основе вариативных профилей труда, включая в себя подготовку для индивидуальной трудовой деятельности.

3.9. Вопрос об итоговой аттестации, ее организации решается Департаментом образования и воспитания.

3.10. Выпускники 9, 11 классов успешно освоившие курс основной и полной средней школы, получают документ установленного образца.

4. Кадровое и материально-техническое обеспечение.

4.1. В классах коррекционно-развивающего обучения работают учитель, воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку.

4.2. В необходимых случаях для работы с обучающимися классов коррекционно-развивающего обучения привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, по договору (врач-психоневролог и др. специалисты).

4.3. При наличии в школе более трех классов такого типа может рассматриваться вопрос о введении в штатное расписание образовательных учреждений дополнительно ставки специалистов: педагога-психолога, социального педагога, дефектолога.

4.4. Классным руководителям классов коррекционно-развивающего обучения производится доплата за классное руководство в полном объеме.

5. Содержание работы куратора класса педагогической поддержки.

Одним из видов компенсирующего обучения является организация классов педагогической поддержки.

Эти классы создаются для детей, плохо адаптирующихся к условиям школьного обучения, имеющих трудности в усвоении программ по различным причинам: низкий уровень сформированности психологических и психофизиологических предпосылок образовательной деятельности, в основе которых определяются признаки социально-педагогической защищенности, слабовыраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности (повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания, деятельности, памяти, воли).

Как показал опыт работы, в таком классе собираются дети с трудной "школьной судьбой", многие из них имеют девиантное поведение, аффективные реакции или, напротив, замкнуты, равнодушны, безынициативны. Большинство из них имеют отрицательное отношение к учебе, неадекватную самооценку, не имеют познавательной мотивации.

Такое положение часто отягощено семейными неурядицами, неприятием такого ребенка родителями или равнодушное отношение к его судьбе. Эффективное обучение и прогрессивное развитие личности даже в условиях низкой наполняемости в классе педагогической поддержки не возможно без участия куратора класса.

Требования к личности куратора.

Куратор класса педагогической поддержки – это не просто классный руководитель, хотя во многом он выполняет и его функции. Желательно, чтобы куратор имел психологическое образование или был знаком с особенностями развития детей группы риска. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем, связанных с обучением и воспитанием трудных школьников, грамотно поставить вопрос перед психологом, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей-предметников и родителей, вести дефектологические занятия с учениками своего класса. Куратор класса педподдержки под руководством психолога может провести грубую диагностику, использую несложные методики.

Куратор класса педподдержки должен иметь высокие нравственные качества, уметь общаться с детьми, хорошо их понимать, в большей степени, чем другие учителя, обладать терпением, интеллектуальной мобильностью, рефлексией. Куратор должен уметь создать в школе оптимальные условия для развития каждого ребенка класса педподдержки.

Функциональные обязанности куратора класса педагогической поддержки.

Куратор класса педагогической поддержки осуществляет:

  • Наблюдение за учениками в учебной и неучебной деятельности с 8 до16 часов ежедневно.
  • Поддерживает постоянную связь с учителями-предметниками, психологом, администрацией школы и родителями.
  • Методом наблюдения, беседы, экспериментального обследования составляет психолого-педагогическую характеристику каждого учащегося класса педподдержки, где отражается особенности его личности. Поведения, межличностных отношений как с родителями, так и с одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы.
  • Вместе с психологом и учителями предметниками составляет индивидуальные программы обучения и развития каждого учащегося, где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы.
  • Контролирует успеваемость и поведение учащихся в классе, присутствуя на уроках учителей-предметников.
  • Формирует микроклимат в классе, способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно.
  • Ведет документацию (классный журнал, журнал индивидуальных консультаций), проверяет школьные дневники.
  • Организует внеклассные и внешкольные мероприятия, направленные на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
  • Проводит коррекционные занятия с учениками.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -


 
Cайт научного поселка Борок
© www.borok.ru